Главная » Советы из интернет журналов

Строение головного мозга таблица

Работа с учебником

Групповая работа. Изучение головного мозга и его отделов по материалам учебника (формирование компетентностей социальных, поликультурных, коммуникативных, информационных, саморазвития и самообразования, компетентностей продуктивной творческой деятельности)

Задание группе «Юные анатомы»

Изучите в разделе учебника _________________________

($. с. ) информацию об особенностях головного мозга человека и ответьте на вопросы:

- Из чего состоит головной мозг?

- Какими мозговыми оболочками он покрыт?

2. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга у И.С. Тургенева был 2012 г, В.И. Ленина - 1340 г, Д.И. Менделеева - 1571г.

Ответьте на проблемный вопрос . можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек? Почему?

Задание группе «Юные физиологи»

Изучите в разделе учебника______________________________

($. с. ) строение и функции ствола головного мозга и закончите предложения (слайд №27 презентации):

Ствол включает ______________________. _________. ______________ и ____________________________

От ствола отходят _______________________________ нервы

Продолговатый мозг является продолжением ________________ мозга

Продолговатый мозг содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма - ____________________, ___________________. _______________________.

В его ядрах расположены центры - _______________________________,

____________________. ________________________________. _____________________________________.

Поэтому древние греки называли продолговатый мозг «жизненным центром».

Задание группе «Юные психологи»

Изучите в разделе учебника____________________________________ ($. с. ) строение и функции ствола головного мозга и, читая утверждения, написанные ниже, ответьте, если вы согласны «Да» или, если не согласны - «Нет»:

Варолиев мост – через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным мозгом. (Да)

Мозжечок находится в затылочной части головы позади продолговатого и моста, является продолжением продолговатого мозга. (Нет)

Мозжечок отвечает за координацию движений, поддержание позы, равновесия тела. (Да)

Средний мозг соединяет передний и ствол головного мозга. (Нет)

Средний мозг содержит ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. (Да)

Рассказ учителя с элементами беседы о промежуточном мозге. Заполнение таблицы учащимися:

Получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз. Через него проходят все чувствительные пути к большим полушариям

Сообщение учащегося о коре больших полушарий головного мозга

Деятельность каждого органа находится под контролем коры больших полушарий.

Кора полушарий большого мозга образована серым веществом, которое лежит на поверхности полушарий.

Толщина коры от 1,3 до 5 мм

Количество нейронов – 10-14 млрд. Каждый из них связан с помощью синапсов с тысячами других нейронов.

Осмысление связей и зависимостей между элементами изученного материала (формирование коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих компетентностей)

Решение проблемных экспериментов

Учитель. Проведём эксперимент №1 .

По моей команде начинайте выполнять наклоны туловища вправо, влево. На слово «Замри!» все должны будут остановиться в той позе, в которой оказались. (Учащиеся выполняют задание)

Ответьте на вопрос: Определите, какой рефлекс, и какого отдела мозга был выявлен с помощью данного эксперимента?

Вывод: Промежуточный мозг заблокировал движение во многих суставах. Под действием его импульсов, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя при команде определённую позу тела (слайд №18 презентации)

Задание ученикам. Откройте учебник на стр. и начинайте читать в полголоса.

Учитель внезапно хлопает шарик.

Учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс.

Ответьте на вопросы:

Что являлось раздражителем? (Громкий звук)

На какой отдел мозга действовал раздражитель? (Средний мозг)

Вывод: Средний мозг реагирует на внешние раздражители (слайды № 19, 20 презентации)

Учитель: Докажем, что безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса.

Задание. В быстром темпе сделайте несколько глотательных движений.

Учащиеся, по команде, в быстром темпе делают подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны для глотания нет.

Вопрос: Получаются ли глотательные движения без слюны?

Ответ: потому что нет раздражителя – слюны.

Учитель. Правильно. Но если есть раздражитель -любой предмет,то непроизвольно возникает глотательное движение, поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы. Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы.

Вывод: продолговатый мозг реагирует на внутренние раздражители (слайд №27)

Учитель: пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, мы можем при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

Задание ученикам . Закройте глаза, протяните вперед руку с вытянутым указательным пальцем и дотроньтесь кончиком пальца до кончика носа. Ученики выполняют задание.

Ответьте на вопросы.

1. У всех получился эксперимент?

2. В каком темпе вы выполняли движения, когда вытягивали руку и, когда дотрагивались до носа?

Учитель. Движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нём участвовало более 30 мышц.

Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов, но если мозжечок поражён, то его работа нарушается (слайд №21)

Задание ученикам. Приведите примеры нарушения работы мозжечка.

Учитель. При действии спиртных напитков на головной мозг притупляется работа мозжечка. Пьяный человек не может координировать свои движения, поэтому, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении

Обобщение и систематизация знаний (формирование социальных, коммуникативных, информационных компетентностей, компетентностей саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности)

Задание. Выполните лабораторную работу №6.

Тема. Строение головного мозга человека (изучение по муляжам, моделям и пластинчатым препаратам)

Дополнительное оборудование: слайды 14, 25, 26 презентации «Нервная система человека)

При выполнении лабораторной работы, пользуйтесь инструкцией учебника (с. ).

У вас на столах карточки с изображением головного мозга. Подпишите все отделы головного мозга, которые мы изучили на уроке.

Рефлексия (формирование социальных компетентностей)

Задание. Выберите и закончите любое утверждение

Мне не удалось…

Самопроверка и самооценка учащихся (формирование социальных компетентностей)

Задание. Оцените свою работу на уроке, выставив от 1 до 3 баллов по следующим критериям:

- Я не отвлекался и был внимательным –

- Я активно работал –

- Я выдвигал интересные мысли –

- Я помогал одноклассникам, работая в группе –

Посчитайте сумму баллов и поставьте свой балл в дневник. Подайте дневник учителю.

Домашнее задание ( формирование социальных компетентностей): учить $ 63, устно ответить на вопросы для самоконтроля на стр.182 учебника.

Индивидуальное задание . Ответить на вопрос: От чего болит голова?

Групповое задание . Подобрать материал об «Институте головного мозга им. В.М. Бехтерева», используя компьютер (интернет) или дополнительную литературу.

Завершение урока словами В.М. Бехтерева (формирование здоровьесберегающих компетентностей)

“ Мозг человека самый сложный объект во Вселенной, чем больше мы понимаем, как он устроен, тем лучше мы можем заботиться о нем ”

Источник: http://lisitsyna.ucoz.ru/load/stroenie_i_funkcii_golovnogo_mozga/1-1-0-6

  • Строение и функции органоидов цитоплазмы таблица
  • Строение хрусталика глаза человека
  • Строения косых мышц глаза видео

Строение и функции органоидов цитоплазмы таблица

Клетки, образующие ткани растений и животных, значительно различаются по форме, размерам и внутреннему строению. Однако все они обнаруживают сходство в главных чертах процессов жизнедеятельности, обмена веществ, в раздражимости, росте, развитии, способности к изменчивости.

Биологические превращения, происходящие в клетке, неразрывно связаны с теми структурами живой клетки, которые отвечают за выполнение гой или иной функции. Такие структуры получили название органоидов .

Клетки всех типов содержат три основных, неразрывно связанных между собой компонента:

  1. структуры, образующие ее поверхность: наружная мембрана клетки, или клеточная оболочка, или цитоплазматическая мембрана;
  2. цитоплазма с целым комплексом специализированных структур — органоидов (эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии и пластиды, комплекс Гольджи и лизосомы, клеточный центр), присутствующих в клетке постоянно, и временных образований, называемых включениями;
  3. ядро — отделено от цитоплазмы пористой мембраной и содержит ядерный сок, хроматин и ядрышко.

Поверхностный аппарат клетки (цитоплазматическая мембрана) растений и животных имеет некоторые особенности.

У одноклеточных организмов и лейкоцитов наружная мембрана обеспечивает проникновение в клетку ионов, воды, мелких молекул других веществ. Процесс проникновения в клетку твердых частиц называется фагоцитозом. а попадание капель жидких веществ — пиноцитозом .

Наружная плазматическая мембрана регулирует обмен веществ между клеткой и внешней средой.

В клетках эукариот есть органоиды, покрытые двойной мембраной, — митохондрии и пластиды. Они содержат собственные ДНК и синтезирующий белок аппарат, размножаются делением, то есть имеют определенную автономию в клетке. Кроме АТФ, в митохондриях происходит синтез небольшого количества белка. Пластиды свойственны клеткам растений и размножаются путем деления.

Строение клеточной оболочки

Строение и функции наружного и внутреннего слоев клеточной оболочки

Источник: http://shkolo.ru/stroenie-kletki/

Строение хрусталика глаза человека

Строение головного мозга таблица

Хруста́лик (лат.   lens ) — прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив зрачка ; представляет собой двояковыпуклую линзу. Хрусталик одна из составных частей оптической системы глаза.

Хрусталик — прозрачное округлое эластичное образование, с помощью цинновых связок соединён с аккомодационной мышцей находящейся в цилиарном теле. Аккомодационная мышца, способствует изменению кривизны хрусталика и участвует в процессе аккомодации. Задняя поверхность хрусталика прилегает к стекловидному телу. спереди от него находится радужка Рис.1.

Содержание

Размеры и оптические свойства Править

Максимальная толщина хрусталика взрослого человека примерно 3,6—5 мм (в зависимости от аккомодации ), его диаметр около 9—10 мм. Радиус кривизны передней поверхности хрусталика в покое аккомодации равен 10 мм, а задней — 6 мм, при максимальном напряжении аккомодации передний и задний радиус сравниваются, уменьшаясь до 5,33 мм.

коэффициент преломления хрусталика неоднороден по толщине и в среднем составляет n=1,414 или n=1,424 в зависимости от состояния аккомодации.

В покое аккомодации преломляющая сила хрусталика составляет среднем 19,11 диоптрий. при максимальном напряжении аккомодации — 33,06 дптр.

У новорожденных хрусталик почти шаровидный, имеет мягкую консистенцию и преломляющую силу до 35,0 дптр. Дальнейший рост его происходит, в основном, за счет увеличения диаметра.

Гистологическое строение Править

В хрусталике выделяют капсулу (сумку), капсулярный эпителий и основное вещество хрусталика.

Капсула Править

Снаружи хрусталик покрыт тонкой эластичной бесструктурной капсулой, которая представляет собой однородную прозрачную оболочку, сильно преломляющую свет и защищающую хрусталик от воздействия различных патологических факторов. Капсула при помощи ресничного пояска прикрепляется к ресничному телу.

Толщина капсулы хрусталика по всей его поверхности неодинакова: спереди часть капсулы толще, чем сзади (соответственно 0,008—0,02 и 0,002—0,004 мм), это обусловлено тем, что на передней поверхности под капсулой располагается одиночный слой эпителиальных клеток.

Наибольшей толщины капсула достигает в двух концентричных экватору ее поясах — переднем (находится в 1 мм внутри от места прикрепления передних волокон ресничного пояска) и заднем (внутри от места заднего прикрепления ресничного пояска). Наименьшая толщина капсулы в области заднего полюса хрусталика.

Эпителий Править

Эпителий хрусталика характеризуется как однослойный плоский неороговевающий; главными его функциями являются трофическая, камбиальная и барьерная.

Эпителиальные клетки, соответствующие центральной зоне капсулы (напротив зрачка), уплощены и плотно прилегают друг к другу. Здесь практически не происходит деление клеток.

По мере продвижения от центра к периферии наблюдается уменьшение размера эпителиальных клеток, усиление их митотической активности, а также относительное увеличение высоты клеток так, что в области экватора эпителий хрусталика практически превращается в призматический, образуя ростковую зону хрусталика. Здесь происходит образование так называемых волокон хрусталика.

Строение хрусталика Править

В хрусталике различают переднюю и заднюю поверхности и соответственно передний и задний полюса, через которые проходит оптическая ось глаза. У хрусталика выделяют экватор. Экватор хрусталика — максимальная окружность по боковой поверхности в плоскости, перпендикулярной оптической оси. В зоне экватора к капсуле прикреплена круговая циннова связка, которая при натяжении меняет кривизну поверхности хрусталика, в результате чего у высших позвоночных осуществляется аккомодация. [1]

Вещество хрусталика Править

Строение головного мозга таблица

Основная масса хрусталика образована волокнами, которые представляют собой вытянутые в длину клетки эпителия Рис.2. Каждое волокно представляет собой прозрачную шестиугольную призму. Вещество хрусталика, образованное белком кристаллином. совершенно прозрачно и так же, как другие компоненты светопреломляющего аппарата лишено сосудов и нервов. Центральная, более плотная часть хрусталика, утратила ядро, укоротилась, и при наложении на другое волокно стала называться 'ядром, в то время, как периферическая часть образует менее плотную кору.

В процессе внутриутробного развития хрусталик получает питание от стекловидной артерии. Во взрослом состоянии питание хрусталика всецело зависит от стекловидного тела и водянистой влаги.

Спектральные свойства хрусталика Править

Строение головного мозга таблица

Рис.3 Зависимость изменения оптического пропускания хрусталика от возраста человека: 1 — новорождённые; 2 — от 8 до 29 лет; 3 — от 31 до 49 лет; 4 — от 52 до 65 лет; 5 — старше 70 лет.

У маленьких детей чистые, относительно свободные от содержания пигмента, хрусталики. Но с возрастом в хрусталиках образуется и накапливается пигмент типа меланина, наподобие того, как это происходит в коже. Он имеет желтоватый или коричневый оттенок и служит для того, чтобы предотвратить попадание определённой части световой энергии, в особенности коротковолновой УФ энергии, на сетчатку глаза [2]. [3]. На Рис.3 показаны спектры поглощения хрусталика глаза человека в различном возрасте [4].

Искусственный хрусталик Править

С возрастом часто наблюдается болезнь глаза называемая катаракта (повреждения хрусталика). При этом хрусталик глаза может быть мутным (непрозрачным), частично прозрачным или даже механически разрушенным. В результате этого человек не может полноценно видеть или даже полностью слепнет. В настоящее время в офтальмологии широко, на «конвейере» проводятся операции по замене хрусталика на искусственный имплантант, что возвращает людям полноценное зрение.

Материалом для хрусталика служат прозрачные полимеры. Их производство основано на применении оптических полимерных материалов сочетающих фрагменты кремний-органического или кремний-фторорганического полимера, силикона и др. биологически совместимых с тканями глаза и обладающих определённой пластичностью.

См. также Править

Ссылки Править

  1. ↑ http://www.oval.ru/enc/80349.html
  2. ↑ Deane B. Judd and Gunter Wyszecki, Color in business? science and industry, New York/London/Sydney/Toronto, 1975.
  3. ↑ Д. Джадд, Г. Вышецки, Цвет в науке и технике, Изд. "мир", Москва 1978г. стр 25.
  4. ↑ Федорович И. Б. Зак П. П. Островский М. А. Повышенное УФ - пропускание хрусталика глаза в раннем детстве и его возрастное пожелтение. Докл. РАН. 1994. т. 336, с. 835-837.

Зрение ,Глаз  • Анатомия глаза  • Теории цветовосприятия  • Современные взгляды на цветное зрение

Источник: http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%A5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BA_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0

Строения косых мышц глаза видео

Строение головного мозга таблицаМышцы глаза состоят из поперечнополосатых мышечных волокон. Их роль заключается в согласованном движении глазного яблока для обеспечения наиболее четкого и ясного видения окружающего мира. Выделяют несколько глазных мышц:

  • Верхняя косая;
  • Верхняя прямая;
  • Нижняя косая;
  • Нижняя прямая;
  • Латеральная прямая;
  • Медиальная прямая.
  • Согласно названию каждой из мышцы, легко понять в какой области она располагается. Чтобы мышечные волокна работали согласованно, происходит их иннервация из центральных структур головного мозга. Для ее осуществления применяют три черепных нерва:

    Строение мышц глаза

    Пять из шести глазодвигательных мышц (кроме нижней косой) берут начало от фиброзного кольца, которое имеет плотную текстуру и располагается вокруг оптического нерва. Сначала мышцы идут в форме воронки, широкая часть которой направлена в сторону глазного яблока.

    Затем прямые мышцы продолжают свое движение, тогда как косые изменяют направление и пересекают специальный костный блок.

    Снаружи пучки мышечных волокон покрыты теноновой оболочкой, которая состоит из соединительной ткани. Эта оболочка частично проникает в склеру. что способствует передвижению глаза в разные стороны.

    Строение головного мозга таблица

    Физиологическая роль мышц глаза

    Основной функцией мышечного аппарата глаза является двигательная, которая позволяет настроиться на рассматривание какого-либо объекта. Чтобы лучи четко сфокусировались на сетчатки. а в мозг была передана информация об объемном изображении, мышечные волокна синхронно сокращаются, помогая получить информацию о внешнем мире. Чтобы мышечный аппарат нормально функционировал, необходимо соблюсти два условия:

  • Мышечные волокна должны иметь нормальное строение;
  • Нервные волокна, подходящие к мышцам, также должны нормально работать.
  • После передачи нервного импульса из центральных отделов головного мозга, он распространяется по соответствующим волокнам и приводит к сокращению необходимых мышц и расслаблению других. В результате происходит требуемое перемещение глазного яблока.

    Видео о строении мышц глаза

    Симптомы поражения глазных мышц

    При патологическом поражении мышечной системы глаза возникают следующие проявления:

  • Диплопия, которая связана с нарушением бинокулярности зрения;
  • Нистагм (непроизвольное движение глазным яблоком), в результате чего нарушается способность фиксировать взгляд в одной точке;
  • Болевые ощущения в области глазницы. в голове, причиной которых служит постоянный спазм мышц.
  • Методы диагностики при поражении мышц глаза

    Строение головного мозга таблица

    При подозрении на поражение мышечного аппарата глаза необходимо выполнить следующие диагностические манипуляции:

    1. Изучение двигательной активности глаза при помощи слежения за движущимся предметом.
    2. Страбометрия, помогающая установить степень косоглазия при помощи измерения степени отклонения от центральной оси.
    3. Уточнение типа косоглазия, когда поочередно закрывают один из глаз.
    4. Ультразвуковое изучение мышц и других прилежащих структур.
    5. КТ, которая более информативна чем УЗИ .
    6. Электронейромиография.

    Напоследок стоит еще раз напомнить, что мышечные волокна работают согласованно благодаря хорошей иннервации, которая осуществляется из трех источников (черепных нервов). В результате такой работы глазных мышц и других структур глаза, происходит четкая фокусировка лучей в области макулы сетчатой оболочки. Именно это условие необходимо соблюсти, чтобы в итоге получить четкую и объемную картинку предмета. При формировании каких-либо отклонений в работе мышечного аппарата возникают нарушения зрительной функции, для определения степени и характера которых необходимо выполнить диагностический поиск с применением специального оборудования.

    Заболевания мышечного аппарата глаза

    Мышечный аппарат глазного яблока чаще всего подвергается следующим патологиям:

  • Миастения (слабость мышечной системы);
  • Мышечный паралич, который связан с органическим поражением структур центральной нервной системы (киста, опухоль, абсцесс, инсульт).
  • Спазм мышц, который сопровождается постоянным напряжением мышц в результате процессов воспалительного характера;
  • Врожденные аномалии мышечного аппарата (аплазия, гипоплазия).
  • Поделитесь ссылкой на материал в социальных сетях и блогах:

    Источник: http://mosglaz.ru/blog/item/973-glaznie-myshtsi.html

    Следующие статьи:



    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Код мкб отек квинке (просм 162)
  • Как научиться дрожать зрачками (просм 44)
  • Отзывы о ночных линзах (просм 37)
  • Закатывание глаз у взрослых (просм 33)
  • Лампа цептер биоптрон показания к применению (просм 32)
  • Белый нарост на глазном яблоке (просм 27)
  • Витамины шб для глаз (просм 24)

  • Последние материалы:

  • Продукты с высоким содержанием лютеина
  • Лютеин 20 мг купить в
  • Черника форте с лютеином в капсулах как принимать
  • Лютеина таблетки сублингвальные инструкция цена
  • Лютеина таблетки под язык инструкция цена
  • Лютеина 200 мг свечи цена
  • Как правильно принимать окувайт лютеин форте